Пожарная безопасность тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин
- Подробности
- Создано 19.07.2018 13:49
В 2018 г. участились случаи возгорания самоходной техники поднадзорной Управлению государственного технического надзора Воронежской области. Одним из важных требований безопасной эксплуатации самоходной техники является соблюдение трактористом требований пожарной безопасности. Причинами пожаров в тракторах и других самоходных машинах является банальный недостаток знаний пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, применяемых горюче-смазочных материалов, невыполнения и несоблюдения правил пожарной безопасности при технической эксплуатации самоходных машин, несвоевременного и не в полном объёме проведённого технического обслуживания.
Пожары в тракторах и комбайнах быстротечны и предоставляют большую опасность для тракториста и окружающих людей. На современной технике обилие электрооборудования и синтетических материалов, в случае пожара выделяют большое количество токсичных газов. Наличие огнетушителя является неотъемлемой частью комплектации самоходных машин. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.
Наиболее часто повторяющиеся причины пожара:
В мастерских: неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пользования электрооборудованием, в том числе подзарядка аккумуляторов непосредственно на транспортном средстве; проведение электросварочных работ; неисправность электрооборудования и электрической сети мастерской; нарушение требований пожарной безопасности при хранении и заправке трактора топливом и горюче-смазочным материалом.
В тракторе и других самоходных машинах: неисправность электрооборудования и топливной системы; неосторожное обращение с огнём при курении в кабине трактора; использование открытого огня (факелов) для разогрева двигателя; утепление двигателя транспортного средства с использованием горючих материалов (утеплителей).
При ремонте: неисправность электрооборудования, в том числе изменений внесенных в электрическую цепь; нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных работ и неосторожное обращение с огнём.
Анализ пожаров показывает, что при пожарах, как в мастерских, так и в тракторах из-за неисправности электрических сетей и электрооборудования наиболее часто встречаются следующие причины:
- Короткое замыкание - происходит в результате нарушений изоляции электропроводки и из-за неисправности электрооборудования. При коротком замыкании ток протекая по проводнику вызывает значительное его нагревание, при котором возможно загорание изоляции проводника, а затем контактирующих с ним сгораемых материалов, так и возникает пожар. Профилактика и предупреждение коротких замыканий заключается в правильном монтаже и эксплуатации электропроводки и электрооборудования.
Зачастую причиной пожара становится использование в качестве аппаратов защиты (предохранителей) самодельных некалиброванных вставок (монет, скрепок, гвоздей и т. д.), кроме этого повторное включение предохранителей допускается только после установления и устранения причины отключения (перегорания), так же не допускается использование аппаратов защиты (предохранителей), ток защитного отключения которых превышает значения, рекомендованные заводом изготовителем.
- Перегрузка электросети – это явление, при котором возникают токи намного превышающие допустимые. Причиной перегрузки является неправильный расчёт электрических сетей при подключении дополнительной нагрузки. Чтобы избежать перегрузок не допускайте подключение дополнительного электрооборудования потребляемой мощностью превышающей, предусмотренной проектом.
- Переходные сопротивления – опасны в пожарном отношении значительные переходные сопротивления, возникающие в местах соединения проводов, присоединения их к выключателям, розеткам, щиткам, электроприборам. Провод в месте контакта с большим переходным сопротивлением может нагреться до температуры воспламенения изоляции. В значительной степени увеличивается переходное сопротивление при кратковременных коротких замыканиях, отключаемых при исправно действующей защите. Надежность контакта обеспечивается опрессовкой, пайкой или специальными зажимами, снабженными пружинящими шайбами и т. д.
Не меньшую опасность в холодное время года представляют электрические подогреватели (котлы подогрева) установленные на тракторах и использующиеся для подогрева двигателя.
Меры пожарной безопасности:
Только повышенная ответственность должностного лица ответственного за выпуск на линию транспортных средств и каждого владельца транспортного средства за соблюдение правил пожарной безопасности исключает возможность возникновения загораний и пожаров.
Все работы по ремонту и техническому обслуживанию тракторов и других самоходных машин должны проводиться при заглушенном двигателе и выключенном зажигании. Для освещения мест и участков работы необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 вольт. Перегоревший предохранитель можно заменить только после устранения причины короткого замыкания.
Во время подзарядки аккумуляторной батареи происходит выделение свободного водорода. Смесь водорода с кислородом воздуха образует взрывоопасную концентрацию. Поэтому в месте подзарядки аккумуляторов запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Зажимы на клеммы аккумулятора должны обеспечить надёжность контакта.
В соответствии с Правилами Противопожарного режима в Российской Федерации
В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается:
- загромождать выездные ворота и проезды;
- производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы, а также промывку деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
- оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии утечки топлива и масла;
- заправлять горючим и сливать из транспортных средств топливо;
- хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла;
- подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;
- подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользоваться открытыми источниками огня для освещения;
С уважением
главный государственный инженер-инспектор
гостехнадзора И. В. Балацкий
Полезные ссылки
Погода в районе
Счетчик посещений сайта Спутник/Аналитика